Итоги сборки иномарок в России в I полугодии 2011 года | АВТОСТАТ

Итоги сборки иномарок в России в I полугодии 2011 года

170 0

Организация так называемого «локального производства» на крупнейших экспортных рынках уже стала для мировых производителей проверенным козырем, который позволяет им занимать лидирующие строчки в рейтингах продаж. Не стала исключением в этом отношении и наша страна: с каждым годом все большее число компаний принимало решение о запуске новых совместных проектов и собственных заводов в России в расчете на рост и развитие перспективного местного авторынка. Дополнительным стимулом для организации производства иномарок в нашей стране стал режим промышленной сборки, предусматривающий ввоз автокомпонентов на льготных условиях.

Ino_cars6_11.jpg

А с повышением в 2009 году таможенных пошлин на импорт новых иномарок иностранные автопроизводители, имеющие производства в России, получили серьезное конкурентное преимущество в виде гибкого ценообразования на модельный ряд локального производства, а также участия в госпрограммах по стимулированию автопродаж.
Более того, с прошлого года выпуск легковых иномарок в России превосходит объемы производства машин отечественных брендов (по итогам шести месяцев 2011 года – 480,7 тыс. шт. против 336,4 тыс. шт.). Стоит отметить, что более 60% иномарок местного производства выпускаются в режиме промсборки. Таким образом, доля иностранных марок в общем выпуске легковых автомобилей в России составила 58,8% (в январе – июне 2010 года – 52,9%).

Что касается динамики производства легковых иномарок в России, то если в 2003 году ворота предприятий суммарно покинуло около 58 тысяч новых иномарок российской сборки, то уже через пять лет, в 2008 году, было выпущено в 10 раз больше – 593 тысячи автомобилей зарубежных брендов. Несмотря на то, что российский автопром еще не вышел на докризисные показатели, выпуск иномарок уже в прошлом году установил новый рекорд – 627,1 тысячи автомобилей. Этого результата удалось достичь благодаря запуску иностранными автопроизводителями новых заводов в России, увеличению действующих мощностей и расширению модельного ряда. Поэтому в дальнейшем иномарки местной сборки будут доминировать как в российском автопроме, так и на рынке в целом.

В качестве ярких примеров успешной работы в России служат завод Ford во Всеволожске и московский «Автофрамос», которые в настоящее время работают в режиме промсборки.
В 2002 году Ford начал производство в России автомобилей Focus, а уже на следующий год эта модель захватила лидерство на рынке новых иностранных автомобилей, уступив Renault Logan титул самой продаваемой в России иномарки лишь в 2009 году, когда в условиях кризиса спрос сместился в сторону бюджетных машин. В целом Ford и Renault развивали свои российские заводы по аналогичному пути. О ба предприятия за время своей работы уже несколько раз увеличивали производственные мощности. Причем рост производительности продолжался и с наступлением кризиса, параллельно расширялся и модельный ряд. Так, в марте 2009 года на заводе Ford во Всеволожске началось производство второй модели – седана Mondeo, а мощности предприятия достигли 125 тысяч автомобилей в год. «Автофрамос» в феврале 2010 года также начал выпуск второй модели – хэтчбека Renault Sandero, удвоив производственные мощности до 160 тысяч автомобилей в год.

Достаточно успешно начали свою деятельность российские заводы Volkswagen, Toyota, GM и Nissan. Б лагодаря расширению модельного ряда местного производства Nissan и Volkswagen переходят в нынешнем году на трехсменный режим работы. К роме того, GM и Volkswagen в рамках обязательств по новому режиму промсборки намерены увеличить мощности своих российских заводов.

Вместе с тем в России открываются все новые автозаводы иностранных производителей. Так, в апреле 2010 года состоялось открытие нового завода PSA Peugeot-Citroen и Mitsubishi, и всего за несколько месяцев на его конвейер были поставлены пять моделей: хэтчбеки Peugeot 308 и Citroen C4, а также кроссоверы Peugeot 4007, Citroen С –Crosser и Mitsubishi Outlander. К роме того, в январе 2011 года южнокорейский автопроизводитель Hyundai начал серийное производство автомобилей на своем заводе в С анкт-Петербурге и уже в первый год работы планирует выпустить 105 тысяч автомобилей, в том числе под маркой KIA .

Стоит отметить еще одну тенденцию в производстве иномарок, которая получила начало в прошлом году. В первые иностранные автопроизводители стали выводить на российский рынок автомобили, разработанные с учетом требований российских потребителей и климатических условий нашей страны.

Так, в июне 2010 года Volkswagen начал производство седана Polo, который сразу же стал бестселлером марки в России. В нынешнем году Hyundai также запустил в производство и продажу свой «российский» автомобиль – седан Solaris, причем уже на третий месяц продаж он стал самой продаваемой иномаркой в России. В августе на конвейере предприятия появится новый седан KIA Rio – он также разработан с учетом требований российских потребителей и будет выпускаться на той же платформе, что и Solaris. К роме того, Nissan готовит бюджетный седан, разработанный специально для России. Новинка будет построена на платформе B0 и производиться на мощностях АВТОВАЗ а с конца 2012 года. PSA Peugeot-Citroen также заявлял о намерении к 2013 году разработать на платформе С 4 абсолютно новый седан для российского рынка.

Что касается производителей иномарок, которые не работают в режиме промышленной сборки, а являются контрактными предприятиями, то, прежде всего, стоит сказать об «Автоторе».

С 2007 года этот завод становится крупнейшим производителем иномарок в России, что объясняется более привилегированным положением калининградского завода даже по сравнению с предприятиями, работающими в рамках режима промсборки.
По итогам четырех месяцев 2011 года «Автотор» также уверенно лидирует по выпуску иномарок. К ак резидент особой экономической зоны Калининградской области «Автотор» специализируется на крупноузловой сборке и ввозит автокомплекты по нулевым таможенным пошлинам, чем не преминули воспользоваться многие зарубежные автопроизводители, в том числе имеющие собственные заводы в России. В прочем, льготные условия действуют только до 2016 года, но «Автотор» уже разрабатывает инвестпрограмму по созданию производственного комплекса полного цикла, расширению мощностей и углублению локализации, что позволит предприятию продолжить свою деятельность и в дальнейшем.

Другой крупный производитель иномарок по контракту – Таганрогский автозавод – избрал несколько иной путь своего развития. С начала деятельность Т агАЗ а была связана в основном с производством моделей Hyundai, а в последние годы завод осваивает все больше иностранных, преимущественно китайских, моделей, которые выпускает под собственными брендами. Так, в нынешнем году модельный ряд Таганрогского автозавода пополнил новый седан Tagaz C10, а за основу взята модель JAC A 138 Tojoy, представленная в Китае в 2008 году.

Стоит также упомянуть черкесский завод «Дервейс», который долгое время специализировался на крупноузловой сборке китайских автомобилей, но вовремя начал реализацию проекта по организации полномасштабного производства. С повышением таможенных пошлин на ввоз готовых кузовов «Дервейс» стал практически единственной возможностью остаться на российском рынке для многих автопроизводителей из Поднебесной.

В настоящее время на черкесском заводе выпускаются автомобили Lifan, Geely, Great Wall и Haima, и по итогам 2011 года предприятие планирует выпустить рекордные за свою историю 55 – 57 тысяч машин.

Что касается перспектив сборки иномарок в России, политика импортозамещения, выраженная в повышении таможенных пошлин на импорт автомобилей, а также введение новых правил промышленной сборки будут определять развитие локального производства иномарок в среднесрочной перспективе. Напомним, согласно условиям вступления России в ВТО , таможенные пошлины на импорт иномарок должны постепенно снижаться до 15% к 2018 году. При этом рост производства иномарок в нашей стране призваны стимулировать новые правила промышленной сборки, которые вступили в силу в феврале 2011 года.

Соглашения с Минэкономразвития Р Ф о новом режиме промсборки подписали четыре автопроизводителя: консорциум АВТОВАЗ -Renault-Nissan-«ИжАвто» и КА МАЗ -Mercedes, СП «Ford-Sollers», Volkswagen и General Motors. П о оценкам Минэкономразвития, в рамках соглашений к уже имеющимся мощностям в 1,3 млн. машин будут созданы новые производственные мощности по выпуску свыше 500 тысяч автомобилей в год. Общие дополнительные инвестиции в реализацию проектов составят свыше 5 млрд. долларов, причем эти инвестиции ожидаются в период до 2015 года. Между тем FIAT заключил соглашение о промсборке по старым правилам, воспользовавшись нереализованным соглашением своего дочернего предприятия «Савеко», которое было заключено еще в 2008 году. При этом итальянский автопроизводитель взял на себя расширенные обязательства по объемам производства (120 тысяч автомобилей в год) и созданию завода двигателей. Кроме того, по поручению правительства на прежних условиях режима промсборки соглашение с Минэкономразвития подписала Mazda, которая построит свой завод в социально значимом регионе – в Приморском крае.

Маркетинговый отчет "Рынок легковых автомобилей. Итоги 6 месяцев 2011 года"

, источник: АВТОСТАТ

Подписывайтесь на наши обновления
И получайте самые актуальные новости первыми

также подписывайтесь на наши соцсети

Комментарии 0
Авторизируйтесь, чтобы оставить комментарий, или войдите с помощью